РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 6 класса с. Новоюгино, 2023 г. Программа составлена на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577 Авторской образовательной программы по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности»: программа: 5- 7 классы / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнова, А.Б. Таранин - Москва, Просвещение, 2021 г учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 5-7 классы: учебник/ Н.Ф. Виноградов, Д.В. Смирнова, Л.Д. Сидоренко и др._ 3-е изд., стереотип. – М. : Просвещение, 2021 Планируемые результаты освоения учебного предмета Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов. Личностные результаты: развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью; формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; • умения оказывать первую медицинскую помощь; • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. Предметные результаты: формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью; формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; • умения оказывать первую медицинскую помощь; • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик научится: использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания; безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания; безопасно использовать бытовые приборы; безопасно использовать средства бытовой химии; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте; безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире; безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже; безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества; адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; безопасно применять первичные средства пожаротушения; соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном); классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; безопасно использовать средства индивидуальной защиты; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; безопасно использовать ресурсы интернета; анализировать состояние своего здоровья; использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; оказывать первую помощь при отравлениях; оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей. Выпускник получит возможность научиться: безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках; готовиться к туристическим поездкам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; безопасно вести и применять права покупателя; анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности. Содержание учебной программы Введение -1 ч. Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя- 9 ч. Особенности организма человека. Организм человека как единое целое. Функции разных систем органов тела. Почему нужно знать свой организм. Укрепление нервной системы, тренировка сердца, дыхательной системы. Принципы рационального питания. Первая помощь при отравлении и пищевой аллергии. Здоровье органов чувств. Охрана органов чувств. Первая помощь при попадании в глаз инородного тела. Как вести здоровый образ Факторы, влияющие на здоровье. Организованность и здоровье. Гигиенические процедуры младшего подростка. Заболевания, вызванные отсутствием гигиены (дизентерия, глисты, вши). Движение — это жизнь. Комплекс упражнений и игры для поддержания двигательной активности. Закаливание как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила закаливания младшего подростка. Компьютер и здоровье. Правила безопасного пользования компьютером. Виды занятий, снимающих утомление. Мой безопасный дом – 2ч. Безопасный дом. Поддержание чистоты и порядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные и насекомые, распространяющие инфекцию (мыши, тараканы, клопы). Техника безопасности в доме. Первая помощь при ушибах, отравлении химическими веществами (парами клея, краски, газом) и поражении электрическим током. Школьная жизнь -3ч. Выбор пути: безопасная дорога в школу. Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. Дорожное движение в населённом пункте и за городом. Безопасная дорога. Выбор безопасного пути в школу. Правила поведения на дорогах и улицах. Оценка пешеходом дорожной ситуации. «Дорожные ловушки» — способы определения опасных для пешехода мест и ситуаций. Школьник как пассажир. Правила поведения пассажира в разных видах транспорта. Правила поведения в школе. Общие правила поведения в школьном помещении и во дворе школы. Поведение на занятиях, переменах, во время передвижения по школе, в столовой. Может ли общение привести к беде. Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении. Помощь заболевшему ребёнку. Ориентирование в школьных помещениях. Меры предупреждения пожаров, правила эвакуации при пожаре. Помощь при отравлении угарным газом и при ожогах. Практические работы(в ходе уроков) Измерение пульса, проверка выносливости; тренировка дыхательной системы; проверка степени загрязнения воды; анализ режима питания; овладение приёмами тренировки глаз; проверка уровня физической подготовки учащегося; составление программы закаливания; освоение правил пользования компьютером; выбор безопасного маршрута от дома до школы; оценка дорожной обстановки; освоение правил дорожного движения; выбор правильного решения в конфликтной ситуации; эвакуация из здания школы; действия при пожаре в школе; Итоговая работа- 1 ч. Тематическое планирование № п/п Название темы Содержание воспитания с учетом РПВ Кол-во отв-мых часов 1 Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя 10 2 Мой безопасный дом Здоровьесберегающее воспитание. Обучающие формируют умения и навыки санитарно-гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни. Социально-коммуникативное воспитание. Воспитание сознательного отношения к своим обязанностям. Формирование трудового образа жизни. 2 Кол-во кон-ных работ Кол-во прак-их работ 3 Интеллектуальное воспитание. Научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами. Социально-коммуникативное воспитание. Школьная жизнь 3 Итоговая контрольная работа 1 Итого 16 Календарно-тематическое планирование № Дата по плану Тема урока Количество часов Введение – 1ч. 1 08.09 Введение. Почему нужно изучать ОБЖ Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя -19 ч. 15.09 2 За что отвечают системы органов. Как укреплять нервную систему 3 22.09 Как можно тренировать сердце. Развиваем дыхательную систему. Питаемся правильно 4 29.09 1 1 1 1 5 06.10 Здоровье органов чувств 6 13.10 7 20.10 Проектная деятельность. Исследовательская 1 деятельность по темам: «Слух человека и животных. Сравнительная характеристика» Здоровый образ жизни. Чистота –залог здоровья. 1 8 27.10 Движение – это жизнь. Закаливание. Подросток и компьютер Повторение и обобщение Практическая работа № 1 программы закаливания». Мой безопасный дом – 2ч. 24.11 11 Мой безопасный дом 9 10 10.11 17.11 01.12 12 Школьная жизнь -3ч. 13 08.12 1 1 1 пройденного. 1 «Составление 1 Техника безопасности в доме 1 Дорога в школу и обратно. Пешеходы и пассажиры – участники дорожного движения. Безопасная дорога. 1 14 15.12 Школьник как пассажир. Общие правила школьной жизни. 1 15 22.12 Правила поведения в школе. Если в школе пожар. 1 16 29.12 Итоговый урок 1 Итого: 16ч.