РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 7 класса с. Новоюгино, 2023 г. Программа составлена на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577 Авторской образовательной программы по учебному предмету Основы безопасности жизнедеятельности»: программа: 5- 7 классы / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнова, А.Б. Таранин - Москва, Просвещение, 2021 г учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 5-7 классы: учебник/ Н.Ф. Виноградов, Д.В. Смирнова, Л.Д. Сидоренко и др._ 3-е изд., стереотип. – М. : Просвещение, 2021 Планируемые результаты освоения учебного предмета Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов. Личностные результаты: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Метапредметными Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; понимание необходимости подготовки граждан к военной службе; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Предметные результаты: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства; знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Обучающийся научиться: классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности; адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; безопасно применять первичные средства пожаротушения; соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах; готовиться к туристическим походам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах; адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности; добывать и поддерживать огонь в автономных условиях; добывать и очищать воду в автономных условиях; добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях; подавать сигналы бедствия и отвечать на них; характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; безопасно использовать средства индивидуальной защиты; безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; безопасно использовать ресурсы интернета; анализировать состояние своего здоровья; определять состояния оказания неотложной помощи; использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей. Выпускник получит возможность научиться: классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках; готовиться к туристическим поездкам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МОДУЛЬ I Основы безопасности личности, общества и государства РАЗДЕЛ I-II. Основы комплексной безопасности Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера Различные природные явления и причины их возникновения, Общая характеристика природных явлений, Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле Защита населения. Оползни и обвалы, их последствия. Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Защита населения от последствий ураганов и бурь. Смерчи. Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия Наводнения. Виды наводнений и их причины. Защита населений от последствий. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. Сели и их характеристика. Защита населения от последствий селевых потоков. Цунами и их характеристика. Снежные лавины. Глава 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Эпизоотии и эпифитотии РАЗДЕЛ III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации Глава 6.Духовно-нраственные основы противодействия терроризму и экстремизму. Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения. МОДУЛЬ II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни РАЗДЕЛ IV. Основы здорового образа жизни Глава 7.. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека Психологическая уравновешенность Стресс и его влияние на человека Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте РАЗДЕЛ IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Глава 8. Первая помощь при неотложных состояниях Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего. Тематическое планирование № п/п Название темы Содержание воспитания с учетом РПВ Кол-во Кол-во кон-ных прак-их работ работ Раздел 1-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций- 11ч. 1 Общие понятия об Экологическое воспитание. 2 опасных и Чрезвычайные ситуации чрезвычайных сиприродного характера и туациях природного защита населения от них характера (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, 2 Чрезвычайные 2 лавины, ураганы, бури, ситуации геологического проис- смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, хождения сильный снегопад, сильный 3 Чрезвычайные 2 гололед, метели, снежные ситуации заносы, наводнения, метеорологического половодье, сели, цунами, происхождения лесные, торфяные и степные 4 Чрезвычайные 2 пожары, эпидемии, эпизоотии ситуации и эпифитотии). Рекомендации гидрологического по безопасному поведению. происхождения 5 Природные пожары и 3 чрезвычайные ситуации биологического происхождения Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ- 1 ч. Кол-во отв-мых часов Духовно-нравственное 1 воспитание. Терроризм, экстремизм, наркотизм сущность и угрозы безопасности личности и общества. Гражданскопатриотическое воспитание. Раздел 4. Основы здорового образа жизни - 2 ч. 7 Здоровьесберегающее 2 Здоровый образ жизни воспитание. Основные и его значение для понятия о здоровье и гармоничного здоровом образе жизни. развития человека Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи- 2ч. 8 Здоровьесберегающее 2 Первая помощь при воспитание. Основы оказания неотложных первой помощи. состояниях. Итоговая контрольная работа 1 Резерв 1 6 Духовно нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. Итого 18 Календарно-тематическое планирование № Тема урока Количес Дата тво по часов плану Раздел 1-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций- 11ч. 1 12.01 Различные природные явления 1 2 19.01 Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия 1 Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Смерчи. 6 16.02 Наводнения. Виды наводнений и их причины. Защита населения от последствий наводнений. 7 02.03 Сели и их последствия. Защита населения от последствий селевых потоков. 8 09.03 Цунами и их характеристика 9 15.03 Защита населения от цунами. Снежные лавины. 10 22.03 Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Профилактика лесных и торфяных пожаров. 11 05.04 Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Эпизоотии и эпифитотии. Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ- 1 ч. 12 12.04 Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения. Раздел 4. Основы здорового образа жизни - 2 ч. 3 4 5 26.01 02.02 09.02 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека 14 26.04 Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи- 2ч. 15 03.05 Общие правила оказания первой медицинской помощи 16 10.05 Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего. 17 17.05 Итоговое тестирование 18 24 Резерв Всего: 18 ч. 13 19.04 1 1 1 1 1 1