Основы безопасности жизнедеятельности (7 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 7 класса

с. Новоюгино, 2023 г.

Программа составлена на основе:


Федерального государственного стандарта основного общего образования от 29.12.2014
№ 1644, от 31.12.2015 № 1577
 Авторской образовательной программы по учебному
предмету Основы безопасности жизнедеятельности»: программа: 5- 7 классы / Н.Ф.
Виноградова, Д.В. Смирнова, А.Б. Таранин - Москва, Просвещение, 2021 г


учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 5-7 классы: учебник/ Н.Ф.
Виноградов, Д.В. Смирнова, Л.Д. Сидоренко и др._ 3-е изд., стереотип. – М. :
Просвещение, 2021

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
 развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
 формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской
деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
 освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Метапредметными
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской
деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:


умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные:
 формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания
значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
 формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
 понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
 понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
 понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
 формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
 формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
 понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
 знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности,
общества и государства;
 знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
 умение оказать первую помощь пострадавшим;
 умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
 умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей.
Предметные результаты:
 формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе
понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания
значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
 формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
 понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
 понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
 формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
 понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
 знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности,
общества и государства;


знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
 умение оказать первую помощь пострадавшим;
 умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
 умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей.
Обучающийся научиться:
 классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
 адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
 безопасно применять первичные средства пожаротушения;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
 использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
 готовиться к туристическим походам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
 адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
 добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
 добывать и очищать воду в автономных условиях;
 добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное
жилище в автономных условиях;
 подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера
для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
природного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
 безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
 безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
 комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае
эвакуации;
 классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и
последствия данных явлений для личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма,
наркотизма;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления
людей;
 оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
 характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для
личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
 планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего
здоровья;






















адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления
людей;
анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье
человека;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании
современной культуры безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные
эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности
жизнедеятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

МОДУЛЬ I
Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ I-II.
Основы комплексной безопасности
Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
Различные природные явления и причины их возникновения, Общая характеристика
природных явлений, Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения
Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и
последствия
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.
Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Вулканы, извержения вулканов,
расположение вулканов на Земле Защита населения. Оползни и обвалы, их последствия.
Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и
последствия
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Защита населения от
последствий ураганов и бурь. Смерчи.
Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и
последствия
Наводнения. Виды наводнений и их причины. Защита населений от последствий.
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
Сели и их характеристика. Защита населения от последствий селевых потоков.
Цунами и их характеристика. Снежные лавины.

Глава 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения
Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Профилактика лесных и торфяных пожаров,
защита населения. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. Эпизоотии и
эпифитотии
РАЗДЕЛ III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской
Федерации
Глава 6.Духовно-нраственные основы противодействия терроризму и экстремизму.
Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую
деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании
антитеррористического поведения.
МОДУЛЬ II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
РАЗДЕЛ IV. Основы здорового образа жизни
Глава 7.. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
Психологическая уравновешенность
Стресс и его влияние на человека
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте
РАЗДЕЛ IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Глава 8. Первая помощь при неотложных состояниях
Общие правила оказания первой помощи.
Оказание первой помощи при наружном кровотечении.
Оказание первой помощи при ушибах и переломах.
Общие правила транспортировки пострадавшего.
Тематическое планирование
№
п/п

Название темы

Содержание воспитания с
учетом РПВ

Кол-во
Кол-во
кон-ных прак-их
работ
работ
Раздел 1-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от чрезвычайных
ситуаций- 11ч.
1
Общие понятия об
Экологическое воспитание.
2
опасных и
Чрезвычайные ситуации
чрезвычайных сиприродного характера и
туациях природного
защита населения от них
характера
(землетрясения, извержения
вулканов, оползни, обвалы,
2
Чрезвычайные
2
лавины, ураганы, бури,
ситуации
геологического проис- смерчи, сильный дождь
(ливень), крупный град, гроза,
хождения
сильный снегопад, сильный
3
Чрезвычайные
2
гололед, метели, снежные
ситуации
заносы, наводнения,
метеорологического
половодье, сели, цунами,
происхождения
лесные, торфяные и степные
4
Чрезвычайные
2
пожары,
эпидемии,
эпизоотии
ситуации
и эпифитотии). Рекомендации
гидрологического
по безопасному поведению.
происхождения
5
Природные пожары и
3
чрезвычайные
ситуации
биологического
происхождения
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ- 1 ч.

Кол-во
отв-мых
часов

Духовно-нравственное
1
воспитание. Терроризм,
экстремизм, наркотизм сущность и угрозы
безопасности личности и
общества. Гражданскопатриотическое воспитание.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни - 2 ч.
7
Здоровьесберегающее
2
Здоровый образ жизни воспитание. Основные
и его значение для
понятия о здоровье и
гармоничного
здоровом образе жизни.
развития человека
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи- 2ч.
8
Здоровьесберегающее
2
Первая помощь при
воспитание. Основы оказания
неотложных
первой помощи.
состояниях.
Итоговая контрольная работа
1
Резерв
1
6

Духовно нравственные основы
противодействия
терроризму и
экстремизму.

Итого

18

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока
Количес
Дата
тво
по
часов
плану
Раздел 1-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от чрезвычайных
ситуаций- 11ч.
1
12.01 Различные природные явления
1
2
19.01 Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия 1
Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов
Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные
последствия. Смерчи.
6
16.02 Наводнения. Виды наводнений и их причины. Защита населения от
последствий наводнений.
7
02.03 Сели и их последствия. Защита населения от последствий селевых
потоков.
8
09.03 Цунами и их характеристика
9
15.03 Защита населения от цунами. Снежные лавины.
10
22.03 Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Профилактика
лесных и торфяных пожаров.
11
05.04 Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.
Эпизоотии и эпифитотии.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ- 1 ч.
12
12.04 Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и
экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных
качеств подростка в формировании антитеррористического
поведения.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни - 2 ч.
3
4
5

26.01
02.02
09.02

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на
человека
14
26.04 Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом
возрасте
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи- 2ч.
15
03.05 Общие правила оказания первой медицинской помощи
16
10.05 Оказание первой медицинской помощи при ушибах и
переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего.
17
17.05 Итоговое тестирование
18
24
Резерв
Всего: 18 ч.
13

19.04

1
1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».