Основы безопасности жизнедеятельности (5 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 5 классов

с. Новоюгино, 2023 г.

Программа составлена на основе:

Федерального государственного стандарта основного общего образования от
29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577
 Авторской образовательной программы по учебному
предмету Основы безопасности жизнедеятельности»: программа: 5- 7 классы / Н.Ф.
Виноградова, Д.В. Смирнова, А.Б. Таранин - Москва, Просвещение, 2021 г
 учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 5-7 классы: учебник/ Н.Ф.
Виноградов, Д.В. Смирнова, Л.Д. Сидоренко и др._ 3-е изд., стереотип. – М. :
Просвещение, 2021

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения
на транспорте и на дорогах;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
 усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
 развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
 формирование
коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
 формирование основ экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 формирование анти экстремистского мышления и антитеррористического
поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности

Предметные результаты:
 формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства
посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
 формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
 понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
 понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том
числе от экстремизма и терроризма;
 понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
 формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
 формирование анти экстремистской и антитеррористической личностной
позиции;
 понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
 знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их
последствия для личности, общества и государства;
 знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций;
 умение оказать первую помощь пострадавшим;
 умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных
источников;
 умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации
для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.
Метопредметные:
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:

 умение

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
 освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой
помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик научится:
 использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и
продуктов питания с использованием бытовых приборов;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей
среды и продуктов питания;
 безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей
среды и продуктов питания;
 безопасно использовать бытовые приборы;
 безопасно использовать средства бытовой химии;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации на улице;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в подъезде;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в лифте;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в квартире;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке
мошенничества;
 адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
 безопасно применять первичные средства пожаротушения;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;

 соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира
транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе
железнодорожном, воздушном и водном);
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций на воде;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного
характера для личности, общества и государства;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
техногенного характера для личности, общества и государства;
 безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
 безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
 комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов,
продуктов) в случае эвакуации;
 классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма,
наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного
устройства;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей;
 классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие
здоровье;
 планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению
своего здоровья;
 безопасно использовать ресурсы интернета;
 анализировать состояние своего здоровья;
 использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
 оказывать первую помощь при отравлениях;
 оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
 оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических поездках;
 готовиться к туристическим поездкам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
 безопасно вести и применять права покупателя;
 анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма,
наркотизма;
 характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на
здоровье человека;
 классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
 использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и
другие базы данных;
 усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

 исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности,
опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить
несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной
безопасности.
.

Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Введение 1 –ч.
Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».
На игровой площадке - 3 ч.
Подготовка к прогулке. Выбор одежды и обуви с учётом погоды и планируемых
подвижных игр.
Меры безопасности при пользовании качелями, игровым оборудованием на площадке, при
езде на велосипеде. Зимние игры, безопасность при езде на санках-ледянках. Первая
помощь при переломах и вывихах. Поиск подростками «приключений»: оправдан ли риск.
Животные на игровой площадке. Правила поведения при встрече с собакой. Первая помощь
при укусе собаки.
На природе - 5 ч.
Ориентирование на местности. Что такое ориентир. Ориентирование по компасу, Солнцу
и часам; Полярной звезде; местным признакам. Измерение расстояния на местности.
Опасности, которые могут встретиться во время прогулок. Общие правила поведения во
время экскурсий на природу. Правила поведения в экстремальных ситуациях (при потере
ориентиров на незнакомой местности и др.). Опасные встречи (животные, насекомые,
змеи). Первая помощь при укусе насекомого, змеи. Правила поведения на водоёмах. Выбор
и оценка места для купания. Первая помощь при судорогах, солнечном ударе, утоплении.
Оценка состояния льда в осеннее и весеннее время. Правила безопасного поведения на льду.
Переправа через водные преграды.
Туристический поход: радость без неприятностей – 5 ч.
Правила организации безопасного туристического похода. Подготовка к походу: сбор
снаряжения, продуктов. Одежда и обувь для похода. Правила упаковки рюкзака. Спальный
мешок.
Режим дня в туристическом походе. Правила организации режима дня путешественника:
время для передвижения, отдыха, сна, питания, активных занятий и игр.
Первая помощь при потёртостях кожи, пищевых отравлениях, ожогах. Походная аптечка.
Лечебные травы.
Когда человек сам себе враг - 2ч.
При каких обстоятельствах человек сам себе враг. Вредные привычки и пагубные
последствия курения и употребления алкоголя для растущего организма.

Тематическое планирование
№
п/п

Название темы

1

Введение
На игровой площадке

Содержание воспитания с
учетом РПВ

Здоровьесберегающее
воспитание. Правила
поведения на игровой
площадке.

Кол-во
отв-мых
часов
4

Кол-во
кон-ных
работ

Колво
праких
работ

2

На природе

3

Туристический поход:
радость без
неприятностей

4

Когда человек сам
себе враг

Экологическое воспитание.
Воспитание сознательного
отношения к природе.
Экологическое воспитание.
Поход без неприятностей.

5

Здоровьесберегающее
воспитание.

2

Итоговая контрольная работа

1

5

1

Итого

1
1

18

Календарно-тематическое планирование
Дата
№
1

Количес
тво
часов
1

Тема урока
10.01

Введение -1ч.

На игровой площадке - 3 ч.
2-3
17.01
Выбор одежды и обуви с учётом погоды и планируемых
24.01
подвижных игр.
4
31.01
Правила поведения на игровой площадке
На природе – 5 ч.
5-6
07.02
Умеете ли вы ориентироваться?
14.02
7-8
21.02
Природа полна неожиданностей.
28.02
9
06.03
Практическая работа «Работа с компасом»
Туристический поход: радость без неприятностей – 5 ч.
10-11

13.03

Перед походом

20.03
03.04
10.04

16
17
18

17.04
24.04
08.05
15.05

1
2
2
1
2

В походе. Правила организации режима дня
путешественника: время для передвижения, отдыха, сна,
питания, активных занятий и игр. Первая помощь при
потёртостях кожи, пищевых отравлениях, ожогах.
Походная аптечка. Лечебные травы.
Когда человек сам себе враг - 2ч.
12-15

2

Алкоголь наносит удары по организму.
Курение убивает
Итоговая работа

3

1
1
1
Итого:

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».